Государственное автономное учреждение дополнительного образования Пензенской области
«Станция юных туристов»
имени Татьяны Тарасовны Мартыненко


Контрольные вопросы

Раздел "История туризма"

  1. Когда была основана Пензенская областная станция юных туристов?
  2. Пензенская областная станция туристов была основана в 1956 году.

  3. Назовите первого директора облДЭТС?
  4. Фамилия первого директора облДЭТС - Мартыненко Татьяна Тарасовна.

  5. Когда и где учрежден Всемирный день туризма?
  6. Всемирный день туризма учрежден на III сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО), состоявшейся в 1979 году в Маниле. Всемирный день туризма отмечается с 1980 года 27 сентября.

  7. Перечислите города Пензенской области, в которых располагаются станции и центры детско-юношеского туризма. Найдите их на карте.
  8. В Пензе, Кузнецке, Каменке, Сердобске, Нижнем Ломове, Иссе, Лопатино, Колышлее.

  9. Какое название с 1971 года стала носить улица, на которой находилась Областная детская экскурсионно-туристская станция?
  10. С лета 1971 года улица, на которой располагалась станция туристов, стала носить имя знаменитого земляка, летчика-космонавта Виктора Ивановича Пацаева.

Раздел "Виды туризма"

  1. Какой поход называется комбинированным?
  2. При наличии на маршруте большого числа разнообразных естественных препятствий и при наличие необходимого снаряжения, пеший поход может превратиться в комбинированный, например, пешеходно-водный, горно-пешеходный.

  3. Перечислите виды туризма. Какие из них наиболее распространены на территории Пензенской области?
  4. Пешеходный, велосипедный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, автомобильный, конный. На территории Пензенской области наиболее распространены пешеходный туризм и велотуризм..

  5. Назовите требования и нормы на значки "Юный турист России" и "Турист России".
  6. Смотри страницу "Нормативы"

“Туристское снаряжение"

  1. На какие группы делится снаряжение туриста?
  2. Личное, группровое, специальное, приборы и оборудование.

  3. Назовите индивидуальные наборы, необходимые туристу в походе. Что в них входит?
  4. костровой набор - спички (зажигалка) в непромокаемой упаковке, береста, оргстекло, сухое горючее;
    ремонтный набор - нитки разной толщины, иголки разной величины, булавки, изолента или скотч, запасные шнурки, резиновая тесьма;
    медицинский набор - аптечка (список индивидуальной медицинской аптечки см. тему "Основы медицины").

  5. Выберите из перечисленных ниже предметов необходимые для похода:
    - ведро,   зонтик,   ложка,   платяная щетка,   ножницы,   зубная щетка,   чемодан,   кружка,   садовая лейка,   компас,   полотенце,   палатка,   котелок,   нитки с иголкой,   стакан,   топор,   расческа,   калоши,   тетрадь,   утюг,   спички,   фотоаппарат,   карандаш,   веревка,   вилка,   подушка,   нож,   свеча,   одеяло.  
        Ответ обоснуйте.
  6. - ложка,   ножницы,   зубная щетка,   кружка,   компас,   полотенце,   палатка,   котелок,   нитки с иголкой,   топор,   расческа,   тетрадь,   спички,   фотоаппарат,   карандаш,   веревка,   вилка,   нож,   свеча,  .

Раздел "Организация туристского быта"

  1. Через сколько минут рекомендуется делать привал туристу-пешеходнику?
  2. 40 – 45 минут

  3. Какие требования нужно учитывать при выборе места для бивака? Поясните.
  4. безопасность, наличие воды и топлива, удобство.

  5. Подумай, возможна ли в зимнее время установка бивуака вдали от забора воды.
  6. Возможна.

  7. Какие виды костров ты знаешь? Удобен для приготовления пищи большой костер?
  8. - Дымовые, жаровые, пламенные:
    - неудобен;

  9. Какие типы палаток ты знаешь? Расскажи об их особенностях.
  10. Полусферы, полубочки, шатры, домик, пилотка. См. раздел "Туристическое снаряжение".

Раздел "Туристские должности в группе"

  1. Перечислите постоянные должности в группе.
  2. Командир, краевед, штурман, завпит, завснар, казначей, санитар, реммастер, фотограф (видеооператор), культорг-физорг, дежурный по кухне, замыкающий.

  3. Назовите, какие обязанности бывают временными.
  4. закупка продуктов, их расфасовка и упаковка, обеспечение снаряжением, его проверка, подготовка, ремонт, дежурство по костру, варка пищи, ведение записей (если нет постоянной должности хронометриста), ведение группы по маршруту (если нет постоянной должности штурмана), подноска воды, заготовка топлива, мытье посуды и т.п.

  5. Опытные туристы советуют назначать дежурных по кухне в длительном походе не с утра до вечера, а с обеда до обеда. Ответ обоснуйте.
  6. До обеда есть время для того, чтобы заступающим дежурным вникнуть в сложившуюся ситуацию и без ущерба для сна и в светлое время произвести приём-передачу обязанностей. Дежурные имеют возможность подготовиться в утреннему приготовлению пищи так, чтобы утром не пришлось ничего искать и кого-то будить.

Раздел "Питание в походе"

  1. О каких основных критериях отбора продуктов для совершения похода вы узнали. Назовите не менее пяти.
  2. Калорийность, вес, транспортабельность, сложность приготовления, разнообразие, соотношение цены и качества.

  3. Почему нельзя сыпучие продукты (крупы, муку, сахар и другие) нести в рюкзаках в бумажных пакетах? Как затаривать их по-другому?
  4. Бумажные пакеты могут порваться или промокнуть. Надо использовать пакеты из плотного полиэтилена в них вкладывать матерчатые пакеты. Удобны пластиковые бутылки, банки, фляжки.

  5. Как распределяется общая суточная калорийность при трехразовом приеме пищи?
  6. На завтрак - 35 % суточной калорийности, на обед - 40 % и 25 % остается на ужин. При организации похода категорийного (2 к. с. и выше), калорийность распределяется так: на завтрак и ужин приходится по 40% суточной калорийности, на обед (чаще всего его заменяют перекусом) - 20%.

  7. Из предлагаемого перечня продуктов питания составьте суточный рацион для группы туристов из 10 человек.
  8. Смотри "Суточный рацион питания" в разделе "Питание".

  9. Как правильно утолить жажду в летних и зимних походах?
  10. Пить на маршруте рекомендуется на малых привалах, небольшими порциями по 100-150 миллилитров. В зимних походах желательно иметь запас жидкости в термосах из расчета 0,5–0,8 литра на человека.

Раздел "Основы медицины"

  1. Как уберечься от солнечного удара?
  2. Не находиться долгое время под солнцем без головного убора и с открытыми плечами.

  3. Чем тепловой удар отличается от солнечного?
  4. Солнечный удар – состояние, которое развивается в результате длительного воздействия солнечных лучей на голову и верхнюю часть шеи в жаркую погоду. Тепловой удар – результат общего перегревания организма, в том числе под воздействием солнечных лучей. Нередко солнечный удар возникает вместе с тепловым ударом.

  5. Перечислите способы транспортировки пострадавшего. Из каких материалов можно изготовить носилки? Попробуй изготовить варианты носилок. Подумай в каких случаях будут удобны те или иные носилки.
  6. - Перенос на жердине, на носилкках из одежды, н санях-волокушах из лыж, перекинув через плечо, на веревках, в рюкзаке, волоком на куске ткани, на рюкзаке с палкой.
    - Из толстых веток, из лыж, с использованием одежды и других подручных средств.

Раздел "Топография и ориентирование"

  1. Для чего необходимы туристу компас и курвиметр?
  2. Компас - для определения направления.
    Курвиметр - для определения расстояний на карте.

  3. Назовите способы определения расстояния на местности. Найдите на топографической карте условные знаки (по одному из каждой группы и вида).
  4. Измерение расстояния: шагами, глазомерным способом, по времени движения, визуально, на слух.

  5. Посчитайте и запомните, сколько пар ваших шагов укладывается на 100 метровом отрезке.

Раздел "Туристское многоборье"

  1. Назовите примеры специального снаряжения. Для чего оно применяется?
  2. Байдарки, велосипеды, спасательные жилеты, верёвки, ледорубы, лыжи и т. п.

  3. На какие виды разделяют узлы? Используя рисунок, попробуй завязать по два примера каждого вида.
  4. Для связывания концов веревок, для присоединения веревки к опоре, схватывающие» узлы, контрольные узлы.

  5. Что общего и различного между страховкой, самостраховкой и сопровождением?
  6. Страховка — это набор приемов, обеспечивающих задержание участника при срыве на сложном участке.
    Самостраховка — это набор приемов, проводимых самим участником для обеспечения безопасности и направленных на самозадержание в случае срыва в опасной зоне.
    Сопровождение осуществляется при навесной переправе и переправах с перильной страховкой и служит для экстренного вытягивания потерявшего способность самостоятельного передвижения участника на берег.

Раздел “Спортивное ориентирование"

  1. Перечисли виды спортивного ориентирования. Назови их особенности.
  2. Ориентирование: бегом, на лыжах, на велосипедах.

  3. Как с помощью карты и компаса сориентировать карту и определить азимут (между двумя условными точками на карте)?
  4. Ориентировать карту – это значит расположить её так, чтобы верхняя сторона рамки была направлена на север, а нижняя – на юг. Для этого с помощью компаса найти направление на север и установить карту так, чтобы север на карте совпадал с направлением, указываемым стрелкой компаса. Угол между направлением на север и направлением на ориентир называется азимутом.

  5. Что означают в ориентировании следующие понятия: "ориентирование карты","чтение карты", "движение по азимуту", "легенда", "контрольный пункт"?
  6. - ориентирование карты – расположение её так, чтобы верхняя сторона рамки была направлена на север, а нижняя – на юг;
    - чтение карты — умение разобраться в условных знаках, имеющихся на карте, и создать себе ясное представление о местности, изображенной на ней;
    - движение по азимуту - умение выдержать с помощью компаса заданное направление пути и выйти к намеченному пункту;
    - легенда - текстовое, графическое описание маршрута.

  7. Перечислите основные элементы жидкостного компаса.
  8. Герметичная капсула с вязкой жидкостью, корпус компаса, визирное кольцо, магнитная стрелка, лимб (циферблат), зажим.

Раздел "Краеведение"

  1. Перечислите граничащие с Пензенской областью территории.
  2. Тамбовская, Саратовская, Ульяновская и Рязанская области, Республика Мордовия.

  3. Сколько административных районов в Пензенской области? Найдите их на карте.
  4. 28 административных районов.

  5. Сколько рек в Пензенской области? Назовите самую крупную.
  6. Всего в области свыше 300 рек, имеющих длину более 10 км. Самая крупная река - Сура.


- 161 -
Персональные данные педагогов и обучающихся публикуются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»