Государственное автономное учреждение дополнительного образования Пензенской области
«Станция юных туристов»
имени Татьяны Тарасовны Мартыненко

Туристское многоборье

  1. Специальное снаряжение, используемое для преодоления препятствий
  2. Индивидуальная страховочная система
  3. Узлы на туристских соревнованиях
  4. Технические приемы, применяемые в туристских соревнованиях
  5. Туристская полоса препятствий

Туристские слеты
и соревнования

- одна из важных форм подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийного, содержательного туристского похода, а также обмен опытом и пропаганда всего нового, появившегося в туризме.


Туризм спортивный

– вид спорта, входящий в единую Всероссийскую спортивную классификацию (номер-код вида спорта 0840005411Я), включает в себя соревнования по спортивным походам и соревнования по туристскому многоборью.


Спортивные походы

– это походы по маршрутам определенной категории сложности. Спортивные разряды и звание мастер спорта по туризму присваиваются с учетом количества и сложности совершенных походов, а также опыта самостоятельного руководства ими. Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документов регламентируются "Правилами" проведения туристских спортивных походов.


Многоборье туристское

– соревнования по видам туризма (пешеходный, лыжный, водный и другие), входят составной частью в вид спорта "Туризм спортивный". Проводится в соответствии с правилами по многоборью туристскому.





Специальное снаряжение, используемое для преодоления препятствий

Безопасность, а порой и жизнь участников  зависит от качества применяемого на соревнованиях снаряжения. Самое надежное правило - использовать снаряжение без видимых изъянов, имеющее заводскую маркировку.

Веревки

Применяемые на соревнованиях плетеные веревки состоят из сердцевины сложной конструкции из синтетических (капроновых,  перлоновых, нейлоновых) прядей, окруженной защитной оплеткой. Допускается ис­пользование основных веревок диаметром 10 мм и более и так называемых вспомогательных — диаметром от 6 мм.

Рабочие веревки, применяемые для всех видов перил, организации всех видов страховки, должны быть диаметром не менее 10 мм, не иметь заводского брака, повреждений оплетки и прядей.

Если в ходе соревнований веревка получила повреждение, этот участок следует немедленно заблокировать с помощью узла или, вырезав поврежденный участок, концы веревки связать и в дальнейшем использовать её для технических и вспомогательных целей.


Карабины

- разъемное соединительное звено овальной, треугольной, трапецеидальной и другой формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с другими элементами туристского снаряжения, при страховке, навесе перил, а также в  качестве блока, тормозного устройства и др. Изготавливаются карабины из высокопрочных легированных сталей, титановых и дюралюминиевых сплавов и снабжаются специальными замками-защелками с муфтами, предохраняющими их от случайного размыкания.


Блоки и полиспасты

Блок

— приспособление для облегчения усилий при подъеме и транс­портировке грузов по натянутой веревке, для натягивания веревок.


Полиспаст

— система из нескольких блоков, используемая для тех же целей. Применение блоков для натягивания веревок давно вошло в практику туристских соревнований.


Обвязки, беседки, страховочные системы

Для организации самостраховки участников допускаются грудные обвязки, беседки и страховочные системы.

Блокировка страховочной системы должна осуществляться отрезком веревки диаметром не менее 10 мм узлом "двойной булинь". Свободные концы блокировочной веревки используются в качестве "усов" самостраховки. Для этого на их концах вяжутся узлы "восьмерка"  или  "проводник".




Индивидуальная страховочная система
  
грудная обвязка      беседка



Каски

- используются для защиты головы участника от различных ударов и применяются во всех видах соревнований.


Рукавицы,
перчатки

- являются важным элементом личного  снаряжения, обеспечивающим безопасность участника. Применение рукавиц обязательно на всех технических этапах, где имеется возможность проскальзывания веревки в руках под нагрузкой (организация страховки, самостраховки, укладка бревна, спуск по наклонной навесной переправе и т. п.), а также на этапах с использованием огня. Рукавицы и перчатки должны быть изготовлены из плотной материи и полностью закрывать кисти рук. Применение тонких текстильных перчаток во многих случаях не допускается.


Штормовки

- используются при страховке через поясницу и спуске спортивным способом. В качестве штормовок допускается использование любых курток, изготовленных из плотного материала.

Головной убор

- является обязательным элементом личного снаряжения каждого участника и обязателен на этапах, где это оговорено условиями соревнований.



Элементы специального снаряжения

ВерёвкаВерёвкаВосьмёркаВосьмёркаВосьмёрка сталь
Двойной блок
большой
Двойной блокЖумар левыйЖумар правыйКарабин автомат
Карабин автоматКарабин автоматКарабин автомат
сталь мал.
Карабин автомат
сталь
Карабин автомат
Карабин альпинистскийКарабин альпинистскийКарабин винтовой
сталь мал.
Карабин винтовойКарабин винтовой мал.
Карабин винтовойКаскаКаска классикаКаска классикаБлок одинарный
 
Система "Беседка"
классика
Система "Беседка"
мягкая
Система верх.
"Бабочка"
Система верх.
классика
 


Узлы на туристских соревнованиях

Вязка узлов — необходимый элемент работы с веревками, от их правильного применения зависит безопасность участников соревнований.

Виды узлов

Для выполнения технических приемов в походах и на соревнованиях применяются следующие узлы:

Изображения
узлов


[Щёлкнуть]

Требования к узлам

Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям, указанным в Приложении.

Все узлы, кроме встречного и встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника-восьмерки, двойного проводника, австрийского проводника, должны иметь контрольные узлы.

Все завязанные узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению.




Технические приемы, применяемые в туристских соревнованиях

Страховка

Страховка — это набор приемов, обеспечивающих задержание участни­ка при срыве на сложном участке. Участники соревнований могут использовать способы страховки, описанные в туристской или альпинистской литературе — страховку через поясницу, плечо и поясницу, карабин страховочной системы, внешнюю точку страховки и другие. Для страховки используется только основная веревка.

    Страховка подразделяется на нижнюю и верхнюю.
  • Нижняя страховка - это когда страховочная веревка подходит к участнику снизу. При срыве участника для уменьшения расстояния падения веревку продергивают через промежуточные пункты страховки (петли, крючья, закладки и др.), через карабины. Эти пункты страховки выбирают таким образом, чтобы в случае срыва участник не оказался в положении маятника.
  • При верхней страховке веревка подходит к участнику сверху, а точка страховки находится не ниже груди страхуемого. При этом страхующий может находится внизу, но страхующая веревка проходит через карабин верхней точки страховки.

Страхующий участник должен работать в рукавицах и должен находиться на самостраховке, кроме тех случаев, когда страховка осуществляется из безопасной зоны, находящейся ниже опасного участка.

Самостраховка — это набор приемов, проводимых самим участником для обеспечения безопасности и направленных на самозадержание в случае срыва в опасной зоне. Самостраховка осуществляется пристегиванием участника, одетого в грудную обвязку или страховочную систему, к закрепленным перилам или точке опоры через карабин, страховочный «ус» с карабином или посредством схватывающего узла.

Сопровождение

Сопровождение осуществляется при навесной переправе и переправах с перильной страховкой и служит для экстренного вытягивания потеряв­шего способность самостоятельного передвижения участника на берег. Для сопровождения может использоваться основная и вспомогательная веревки.

Перила

Перила — это основные веревки, используемые для преодоления препятствий. Они могут быть вертикальными (наклонными) или горизонтальными. По необходимости они могут закрепляться без натягивания или натягиваться жестко. Перила могут использоваться в качестве страховочной веревки.


Переправа по веревке с перилами
1 – рабочая веревка;    2 – перильная веревка (перила);     3 – петля со скользящим карабином (самостраховка);    4 – транспортировочная вспомогательная веревка (сопровождение)

Транспортировка груза на этапах

Участнику, двигающемуся первым (наводящему перила) на переправе вброд и по бревну, на подъеме и траверсе скального рельефа (свободное лазание), запрещается движение с рюкзаком. На навесной переправе рюкзаки, упаковки контрольного груза должны транспортироваться отдельно от участников. Транспортировка бухт, петель разрешается, если они надеты на корпус участников.

Переправа первого участника вброд

- должна производиться с обеспечением страховки на двух основных веревках: одна под прямым углом к течению или несколько выше по течению, вторая ниже по течению. Страховочные веревки должны удерживаться участниками команды, свободные концы веревок не закреплены и заканчиваются узлами. Расстоя­ние между веревками не должно быть меньше половины ширины реки. Страхующие располагаются лицом к переправляющемуся участнику и находятся без рюкзаков.

Страховка при переправе вброд
1 – страховочная веревка; 2 – транспортировочная (веревка сопровождения)



Туристская полоса препятствий

    Примерный перечень этапов дистанции.
  • Этап "Снятие палатки"
  • Этап "Преодоление заболоченного участка по кочкам"
  • Этап "Вязка узлов"
  • Этап "Подъем по склону с использованием перил"
  • Этап "Спуск по склону с использованием перил"
  • Этап " Переправа через овраг (реку) по бревну"
  • Этап "Движение по горизонтальным перилам с перестежкой"
  • Этап "Установка палатки"
  • Этап "Разжигание костра"

Возможны и другие этапы: укладка рюкзака, переноска "пострадавшего" и другие


Тактика преодоления туристской полосы препятствий

Для успешного преодоления полосы препятствий необходимо не только знание и умение правильно выполнять технические приемы, но и уметь разрабатывать тактику прохождения дистанции.

Тактика – это план прохождения участниками одной команды отдельных этапов или всей дистанции в целом.

    Выбор тактики зависит от:
  • - количества человек в команде;
  • - сложности этапа;
  • - условий преодоления данного этапа;
  • - способности участников команды выполнять те или иные технические приемы.
    Для разработки тактики необходимо:
  1. Изучить условия данного соревнования по преодолению этапа дистанции;
  2. Выбрать участников и запасных команды;
  3. Распределить обязанности участников.


- 222 -
Персональные данные педагогов и обучающихся публикуются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»